"Электрические сны Филипа К. Дика". Новые представления старых идей
Если кратко, то сериал
Но после просмотра я ненароком прочитал некоторые отзывы об этом сериале, и они оказались нейтральными или даже отрицательными. Лучше бы не читал, так как стал сомневаться в своих впечатлениях.
Главной претензией в этих рецензиях к сериалу является то, что он во многом повторяет сериал Черное зеркало, и мол «ЭСФК.Д» очень вторичен, он рассматривает устаревшие проблемы, бла-бла-бла, которые не так важны для современности. Но рецензенты забывают, что сериал снят по рассказам или произведениям Филипа К. Дика, и когда писал Филип Дик. Так что, мне кажется, эти претензии можно отмести.
Другой, более редкой претензией к сериалу является то, что видна малобюджетность некоторых серий, и вообще в сериале не так много спецэффектов. Я бы так не сказал, спецэффектов в самый раз.
Ведь этот сериал интересен не спецэффектами, а вынесенными, показанными идеями, которые всегда будут важны. Это человечность, мечта человека о другой жизни, почти идеальной, без совершенных ошибок. Это возможность выбора между злом во имя себя и просто злом. Это то, что определяет человека, его разум и душу.И опять так как Филип Киндред Дик писал относительно давно, некоторые идеи его рассказов, бесспорно, устарели и кажутся уже вторичными, шаблонами. Но именно произведениями Дика руководствовались последующие авторы, они учились у Дика, использовали идеи, высказанные этим автором. И поэтому сериал некоторым кажется вторичным.
Филип К. Дик, я сколько не писал, повторяясь, но опять это скажу, является великим автором, несмотря на некоторые психологические проблемы в конце жизни. Но быть может именно его развивающаяся паранойя и послужила источником его довольно странных произведений, непонятых его современниками. Но, как я писал где-то, помимо того, чтобы иметь странные идеи, надо чтобы эти идеи попадали в точку, предвидели проблемы будущего. А Филип К. Дик попадал именно в яблочко проблем будущего, поэтому его произведения так часто экранизируют.
Первый сезон (сериал, кажется, пока не закрыли) состоит из десяти серий, каждая со своим отдельным сюжетом и актерами. Рассмотрим этот альманах, будут небольшие спойлеры.
Первая серия – "Капюшонщик" «The Hood Maker» рассказывает о появившемся меньшинстве телепатов – «Teeps» (трещины??) при авторитарном режиме, называемом Свободным Союзом, об проблемах взаимодействия телепатов с обычными людьми, с проживанием в гетто и дискриминацией. О том, что телепаты из угнетаемого меньшинства хотят быть если не повелителями своей судьбы, то хотя бы властителями своих способностей. С другой стороны, возникает вопрос, о том что каждый человек имеет право на внешнюю и внутреннюю свободу мысли, и чтобы никто не читал его мысли, о чем он думает в данный момент.
Некоторые нормальные люди уже предугадывают к чему может привести свобода чтения мыслей, и начинают придумывать способы защиты от чтения мыслей, в том числе и некие капюшоны.
По замыслу и драматургии в чем-то эта серия похожа на фильм – "Бегущий по лезвию", только вместо андроидов здесь гонимые в начале телепаты, и есть похожая любовная линия.
Во второй серии – «Планета, которой не было» «Impossible Planet» на круизный галактический корабль отдаленного будущего, к двум космическим пилотам-экскурсоводам, Нортону и Эндрюсу, приходит 342-летняя Ирма Луиза Гордон и предлагает им пятилетнюю зарплату, за последний её полет на Землю, на которой жили её предки. Но только голубая планета много веков назад уничтожена солнечным ветром от вспышек на Солнце. И что делать пилоту и экскурсоводу, как удовлетворить требование клиента?
У Ирмы очень специфическая мечта о том, как ее бабушка и дедушка плавают в реке в Каролине, и хочет повторить это с Нортоном, который очень похож на её деда.
В третьей серии – «Проездной билет» «The Commuter» продавец билетов Эд Джекобсон на ж/д станции Уокинг мечтает о другой жизни, в которой его сын не подвержен приступам агрессии. И вот он встречает странную загадочную девушку Линду, требующую билет до несуществующей станции Макон-Хайтс (Маконские высоты).
Заинтригованный невзрачный билетер отправляется вслед за ней и другими пассажирами. Они спрыгивают с поезда на ходу и идут в идиллическое поселение, странное место, в котором он может потребовать невозможного, но желаемого. Проблемы людей здесь решаются, душевные травмы залечиваются. По возвращении домой Эд обнаруживает, что его сын никогда не существовал, и он возвращается в этот городок, чтобы найти Линду и потребовать восстановить свою первоначальную жизнь. Как видно, когда ему дается выбор, он в конце концов оставляет всё, как есть.
Четвертая серия – "Безумный Бриллиант" «Crazy Diamond» мне показалась самой странной. Название серии перекликается с названием музыкальной композиции одной британской группы.
В будущем генетические эксперименты привели к появлению химер полулюдей-полусвиней и искусственных тел с искусственными душами. Инженер-генетик Эд Моррис работает в компании, производящей синтетических гуманоидов, называемых Джек и Джиллс, и КС («квантовые сознания»), которые дают этим телам интеллект и эмоции.
С ним знакомится умирающая Джилл, которая хочет, чтобы он помог ей украсть десять КС - одно, чтобы продлить ее собственную жизнь, а остальные для продажи, в долю для Эда, чтобы он мог начать новую жизнь с женой Салли. Герой идет на преступление ради прекрасной незнакомки, чтобы она продолжила свою жизнь, но оказывается, что это в каком-то смысле было напрасно. По крайней мере, я так понял.
Пятая серия – "Реальная жизнь" «Real Life» задает вопрос – Что есть твоя жизнь, реальность или сон? Порой трудно в этом разобраться и выбрать нужную реальность. Быть ли чернокожим талантливым «Илоном Маском» – хорошим программистом Джорджем, создавшим технологию виртуальных каникул в другую жизнь в нашем настоящем и потерявшему смысл жизни от груза вины потери своей жены и поэтому уходящему в вирт реальность жизни женщины-полицейской, или быть полицейским детективом Сарой, живущей в будущем лесбиянкой, казалось бы, имеющей всё, в том числе и прекрасную семейную партнершу, которой лишь снится жизнь первого героя – Джорджа.
Многие детали их жизни совпадают, например, имена жен, многие события их жизни могут принести смерть. И до конца не знаешь, кто же из них «реален»?
Финал меня откровенно порадовал неожиданностью, хотя, наверно он очень логичен, если его угадать.
Вопрос шестой серии – "Быть человеком" «Human Is» – Что определяет человека? Самопожертвование или инстинкт самосохранения? И так ли бездушны инопланетяне с другой планеты, борющиеся за жизненное пространство с человечеством?
Директор космической миссии Вера Херрик оказалась в ловушке бездетного брака с военным героем полковником Сайласом Херриком. Сайлас летит на планету Рексор IV, чтобы добыть вещество, необходимое для обработки токсичной атмосферы Земли, но в финале миссии корабль-разработчик подвергается нападению со стороны местных обитателей – рексорианцев, по своей сути энергетических существ.
Когда их корабль возвращается на автопилот, становится известно что Сайлас и ещё один член экипажа, как ни странно выжили.
И тогда у людей закрадывается подозрение что кое-кого из выживших людей заменили коварным метаморфом. Но как отличить настоящего человека от метаморфа? И будет ли метаморф более бесчеловечен или человечен, чем сам человек?
Вера обнаруживает что её муж стал другим по характеру, он более добр и нежен. Полковник Херрик арестован, командование считает, что Сайлас был захвачен рексорианским метаморфом.
Идея седьмой серии – "Убей всех других" «Kill All Others» перекликается с каким-то романом Дика о Большом Брате.
Однажды вечером, во время выступления кандидата, Филберт слышит ее слова «убить всех других», при этом эти слова вспыхивают на экране и пытается разобраться, это ему кажется или действительно кандидат предлагает свои избирателям – Убить всех других (отличных, не обывателей, жующих инертно жвачку рекламы и пропаганды). Мало кто из зрителей заметил это сообщение, но многие из них пострадали от него. Один из коллег Филберта считает, что он заметил скрытое послание политической системы, скатывающейся к фашиствующему режиму.
В восьмой серии – "Автофабрика" «Autofac» рассказывается история о постапокалиптическом будущем одного уголка Америки после мировой войны.
Их возможность выращивать пищу уменьшается, поскольку окружающий их мир загрязняется мегазаводом. Они планируют остановить автофабрику, обойдя её смертоносную оборону.
Но не всё так просто в этом мире. Делается выбор – Кто заменит остатки человечества и кому тогда будет служить автофабрика? Как остановить продолжающую загрязнять окружающую среду автофабрику? И кажется, делается этот выбор не совсем людьми.
Девятая серия – "Безопасность и здоровье" «Safe And Sound» или "Безопасность превыше всего" опять возвращается к теме всеобщего наблюдения за всеми для предотвращения терактов. Насколько далеко может зайти корпорация в стараниях любой ценой защитить население городов? И так ли счастливы обитатели в условиях повсеместной слежки за предполагаемыми террористами?
Замысел десятой и последней серии – Отец-двойник «Father Thing» довольно прост и самый понятный.
Сюжеты всех эпизодов, вложенные в них идеи понятны и легкоузнаваемы, поэтому сериал смотрится плавно и легко.
Сериал снят старательно с душой, с пониманием первоисточников. В нем снималась куча прекрасных актеров от Стива Бушеми до Брайана Крэнстона, а также несколько актеров, замеченных в Битве Престолов и других сериалах, что порадовало.
Хорошие сценарии, основанные на произведениях Филипа Дика лично меня заинтересовали, но, конечно, идеи всех серий не новы, они где-то уже встречались, но все же остаются интересными.
Вывод: Сериал хороший, посмотреть однозначно стоит.